Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Конспект литературного занятия по стихотворению Г. Поротова "По ягоды"

Конспект литературного занятия по стихотворению Г. Поротова "По ягоды"

Адресная направленность: старшие дошкольники

Оборудование и атрибуты:экран или ТВ с функцией воспроизведения мультимедийной презентации, проектор, книги автора и издания камчатских сказок, корзинка

Цель:Воспитание уважения к литературному наследию родного края через знакомство с творчеством камчатских писателей и поэтов

Задачи:

1. познакомить дошкольников с творчеством Г.Г. Поротова, рассказать о его разностороннем таланте;

2. развивать умение понимать стихотворные тексты, выделять незнакомые слова;

3. познакомить с традиционными способами изготовления корзин у коренных народов края;

4. способствовать формированию у детей интереса к творчеству родных авторов.

Словарная работа: разобрать стихотворение «По ягоды», сделав упор на слова «очал» и «туес»

Ход:на столе у педагога стоит традиционная корзинка из натуральных или синтетических материалов, накрытая платком

Ребята, отгадайте загадку:

Она удобна и легка,

Ее название недлинно,

В хозяйстве служит нам века,

Есть в слове этом имя ЗИНА.

С ней можно по грибы ходить,

А можно ягоды собрать.

Из прутьев, веточек плетут,

Скажите, как ее зовут?

(Корзинка)

(После отгадывания открываем корзинку на столе)

Верно! Это корзинка. Она сделана из прутьев. Такие корзинки издревле плели наши предки из веток разных сортов деревьев.

Слайд 2

В них очень удобно собирать грибы и ягоды.

Корзинку ещё могут называть другими словами, например, в русском языке — лукошко, кузовок, короб, туесок.

Слайд 3 (указываем на изображение каждого предмета, называем его и обращаем внимание ребят на разную форму, размер и материал)

А знаете ли вы, что даже простая корзина может попасть в сказку или стихотворение. Вспомните, в каких всем знакомых сказках встречается этот предмет. («Красная шапочка» Шарля Перро, русская народная сказка «Маша и медведь», «12 месяцев» Самуила Маршака).

Слайд 4
Молодцы! Мы вспомнили с вами названия корзинки, которые встречаются в русском языке. А знаете ли вы, что у других народностей этот предмет для сбора грибов и ягод может называться совсем по-другому? Послушайте отрывок из стихотворения (при чтении выделяем голосом слова «очал» и «туес»):

По ягоды

В июле много ягоды -

Известно всем.

Куда бы ты

За ней не пошагал,

Какой-то миг —

И есть очал!

Раз бабушка Евления

Ребят на воскресенье

Сманила на увал.

Кто туес взял,

Кто взялочал...

Как вы думаете, какое слово в этом отрывке может обозначать корзину? (прочесть еще раз) Верно, «туес» и «очал». Как выглядит туес, мы уже видели. А что из себя представляет очал и откуда такое название, я вам расскажу.

Слайд 5

Оказывается, так называется корзинка у коренных жителей Камчатки. Посмотрите внимательно на картинки и сравните, чем привычная для нас корзинка отличается от очала (обращаем внимание детей на материалы, из которых сделаны корзины: наша — из прутьев, очал — из травы!).

Слайд 6
Коряки, камчадалы, алеуты издавна плели корзины и коробочки из береговой травы. Они использовали мягкие и длинные растения, которые хорошо росли на прибрежных лугах и склонах. Сбор и заготовка травы требовали много сил: из вязанки в человеческий рост после сушки и сортировки набиралось совсем немного материала, он умещался в ладонях.

Слайд 7 

Специальных инструментов не было — мастерицы работали вручную. После выделки трава получалась такой мягкой на ощупь, что промысел прозвали «шелковым». Плетение делали разное: и разреженное, и настолько плотное, что в корзине носили воду.

Слайд 8

Таким образом, жители плели различные корзины от самых маленьких до больших, а также мешки для переноски грузов и маленьких детей, коробы для хранения продуктов и всевозможных мелочей. Все это искусно украшалось.

Слайд 9

В наше время очал плетут из искусственных материалов, например, из капрона. Посмотрите, как выглядит современная корзинка, или очал, у коренного населения нашего края.

Ребята, скажите, чем отличаются корзинка и очал (корзина, лукошко плетутся из веток или древесной коры, а очал – из травы; в корзине нельзя воду носить, а в очале можно из-за плотного плетения). Верно, молодцы. Как вы думаете, почему коренные жители плели свои очалы в основном из травы, а не пользовались повсеместно ветками и корой деревьев? (Предложить детям вспомнить их походы за ягодами и грибами с родителями по тундре, много ли они видели деревьев и каких именно)

Слайд 10

В камчатской тундре нечасто встретишь березу, здесь она вырастает с грубой, очень твердой корой, поэтому ее ветви и кора не пригодны для плетения. Кедрач также неудобен: сложно собирать, он колючий, да и ветки плести не получится, они не поддаются плетению. А травы на Камчатке растут очень высокие и в большом количестве. Вот их и собирали, высушивали, разрезали толстые стебли, расплющивали их на ленты, и в любое время года для женщин находилось занятие: плести очалы, короба, мешки и другую утварь.

Слайд 11

Хотите узнать продолжение истории про бабушку, ребят и поход за ягодой?

(Дальнейшие 12 строк не зачитываем, а пересказываем своими словами, т.к. текст сложен для понимания дошкольников*)

И так, наши герои взяли очалы и отправились на знакомую поляну. Только они приступили к сбору ягод, как вдруг бабушка Евления увидала…

Слайд 12

мишку косолапого и давай звать на помощь!

Поставила Евления
Мальчишек в затруднение.
Тогда напуганная рать
Пошла старушке помогать.
Ведро набрали бабушке.
Как только сели рядышком,
Глядят: идет-бредет медведь!
Кому ж охота умереть?
Бегом без промедления,
За ними вслед Евления,
Да с грузом бегать тяжело,


Далековато и село.
Ведро медведю бросила,
Догнать сумела Зосима,
Совсем хромого паренька.
Ему вцепилась за бока.
Кричит:
— Беда! Ой, бедушка!
Вот Зоську съешь, медведушка!
Смотри: он жи-и-рный камчадал.
Медведь, конечно… Тягу дал.

Вот такая получилась история. Оказывается, старушки тоже могут быстро бегать да еще и медведя напугать при этом. А мальчишки, какие молодцы, помогли бабушке целое ведро ягод собрать и дружно убежали. Если хотите ягод насобирать, помните, что мишки тоже их любят и могут оказаться с вами на одной полянке. А дальше никому неизвестно, получится ли у вас убежать от косолапого или напугать его. Поэтому сами никогда и никуда не ходим.

Слайд 13 

А придумал эту веселую историю про поход за ягодой наш, камчатский, писатель и поэт Георгий Германович Поротов. Он был очень талантливым человеком. Ребята, а кто такой талантливый человек? Кого мы можем так назвать? (Того, кто лучше других может рисовать, писать музыку, стихи, строить, бегать, петь и тд.) Правильно! Талантлив тот, кто умеет делать то, что не могут другие. И это не просто потому, что он таким родился, а потому что много и усердно трудится. Именно таким и был Георгий Поротов. Он очень много сделал для культуры нашего края: писал стихи, прозу, пьесы-сказки для детей, собирал легенды, интересные истории и традиции коренных жителей края, для этого ездил по всей Камчатке, встречался со старожилами, записывал подробно их рассказы, обрабатывал, и в результате получались вот такие стихи. Он писал на русском языке, но не забывал и о языках коренных камчадал, включал в свои произведения слова на ительменском и корякском.

Слайд 14

А еще, ребята, он умел играть на музыкальных инструментах, сам сочинял музыку, дружил с именитыми танцорами, помогал им создавать танцевальные коллективы.

Слайд 15

Один из них — ансамбль «Мэнго» — стал известен во всем мире.Вот какие у нас талантливые земляки.

На следующем занятии мы познакомимся с новой историей, которую придумал Георгий Поротов. А сейчас ответьте мне на несколько вопросов:

1. Какое новое слово вы узнали из сегодняшнего занятия (очал).

2. Что оно обозначает? (корзина)

3. Из чего плели корзины коренные жители края? (из травы)

4. Чем такие корзины отличались от лукошка или короба? (в лукошке и коробе можно носить все, кроме воды, а в корзине из травы – еще и воду, для этого ее плели очень плотно)

5. Кто написал историю про поход за ягодами? (Г.Г. Поротов)

6. Что он умел делать? (писать стихи и пьесы, играть на музыкальных инструментах, сочинять музыку, танцевать, собирать истории и традиции коренных жителей)

Молодцы!

*Полностью стихотворение можно прочесть в томе 1 на странице 63 сочинений Г. Поротова, изданных холдинговой компанией «Новая книга» в большой серии «Библиотека „Новой книги“ в 2003 году.

Скачать презентацию

Приложения:
Скачать 7 Мбскачан 11 раз
Нет комментариев. Ваш будет первым!