Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Писательские истории: Кирилл Алейников

Писательские истории: Кирилл Алейников

Я несколько раз начинала писать эту статью и не знала, с чего начать. Поэтому решила записать все мысли, которые пришли мне в голову, не соблюдая логику и хронологию изложения материала.

Я из тех, кого называют «камчатцами» в третьем поколении. Помню, с детства меня не покидало ощущение, что я человек культурно недоразвитый, культурно «неокультуренный». А мне хотелось быть «культурно доразвитым»: знать литературу, живопись, музыку. И у меня был жуткий комплекс провинциала. Я была свято уверена, что вся интересная культурно-эстетическая жизнь страны сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге. Однако же, когда по роду своей работы я начала изучать краеведение Камчатки, то поняла, что была не совсем права. И на Камчатке есть своя культурная жизнь, пусть не такая обширная, насыщенная, многоплановая, как в обеих столицах нашей страны, но она есть, причем по-своему очень интересная, самобытная и в чём-то даже уникальная.

Оказалось, что на нашем периферийном полуострове очень много талантливых людей: музыкантов, художников, писателей. Зачастую эти люди известны и за пределами Камчатки, а бывает так, что их известность простирается и за пределы нашей страны. А вот мы, их земляки и ближайшие соседи, об этих людях практически ничего не знаем. Почему? На это есть ряд причин. И одна из них: нежелание талантливых камчатцев себя «пиарить». Они слишком заняты творчеством. А многие из них по профессии совсем не писатели, не музыканты и не художники. И часто творчество не приносит им дохода. И на жизнь они зарабатывают другим способом. В общем, у этих людей нет времени рассказывать о себе. И в какой-то момент я подумала: а почему об этих людях не могу рассказать я? Но тогда получится очень долгий и многоплановый рассказ. И я решила сузить сюжетность своего повествования.

С периодичностью раз в месяц я буду рассказывать об одном камчатском писателе. И начну я свои писательские истории с Кирилла Алейникова. Можно подумать, что таким образом я нарушаю логику и хронологию изложения и следовало бы начать с первого камчатского писателя и закончить молодыми камчатскими авторами. Но я этого делать не буду. Почему? Не буду раскрывать все свои карты. Вы узнаете об этом потом, когда дочитаете мой цикл статей до конца.

Итак, начнём!

Кирилл Алейников – житель нашего города и писатель. Он родился на Камчатке, живёт здесь всю жизнь. Как ему в голову пришла идея начать писать? На самом деле желание заниматься творчеством логически отследить достаточно сложно. В детстве и подростковом возрасте стремление выражать себя через слово испытывают многие люди. Ну а потом, повзрослев, большинство населения нашей планеты эту идею отбрасывают. У одних просто потребность писать отпадает, у других меняются приоритеты, словесное творчество кажется им неважным, ненужным, никому не интересным. Но есть люди, которых и во взрослом состоянии не покидает желание перенести свои мысли на бумагу. Видимо, в этих людях так много накопилось, что надо срочно выплеснуть на чистый лист и кому-то отдать. Именно к таким людям, творчески плодовитым и многогранным относится и Кирилл Алейников.

Интересное наблюдение, моё личное, но с ним согласны многие литературоведы и критики: большинство писателей начинают свой творческий путь с лирики. Почему-то именно стихи помогают сделать первые шаги в литературе и часто именно с поэтических строк будущий писатель прокладывает путь в прозу и драматургию.

Кирилл Алейников тоже начал с поэзии. Вначале стихи публиковались в отдельных журналах, а потом вышли отдельной книгой, которая была издана в 2015 году под названием «Дар речи». Говорящее название, думается мне. Если у человека есть дар литературной речи, то ему обязательно нужно писать. Книга поделена автором на пять частей. Часть первая называется «Камчатная земля». И первыми в начале цикла стихотворений идут такие строки:

Земля. Камчатка. Лапы кедрача.
Вулкан замёрз, но жив.
ЖерлОм сочится пепел.
Деревья молча стынут у ручья,
Ручей обледенел и обезлюдел.
Снега заполонили всё.
Снега повсюду.

Как вы, наверное, уже поняли, этот цикл стихотворений посвящён нашей малой Родине. Настроение стихов о Камчатке грустное, порой до боли и горечи. Рваный ритм, неожиданные метафоры… Неоднозначные стихи. Но цепляют и заставляют думать и чувствовать. И в них нет глянцевого бравурного патриотизма, которым грешат многие камчатские начинающие поэты. Это штучные стихи. Ещё раз повторюсь, спорные и неоднозначные. Но их стоит прочесть. Это литература, и это талантливо.

Вторую часть книги автор назвал «Кража сердца со взломом». Уже по названию можно догадаться что данный цикл стихов – любовная лирика. Эта самая пронзительная часть книги, переполненная болью, отчаянием, страхом, страстью, ревностью, щемящей нежностью. Стихотворения написаны странным, скачущим ритмом, переполнены обилием сравнений, метафор, олицетворений. Ритм то пляшет, скачет, бежит, задыхаясь, то спотыкается и останавливается. Я не знаю, понравились мне стихи или нет. Первая мысль при прочтении этого цикла: «Бедный, кто ж тебя так?!». Потом возникло ощущения пресыщенности: зачем так много всего – эмоций, литературных приёмов, вообще текста? Но опять же, я на своём мнении не настаиваю. И несмотря на то, что я написала выше, стихи мне запомнились. И я не жалею о потраченном времени.

Я снова ждал. Ты опоздала,

Но рассмеялась и вошла,

Так ночь внезапно входит в залу,

Так входит лезвие ножа.

Да, так мороз идёт по коже,

Так входит в сердце смерти страх,

Как ты вошла с изящной ложью

На тонких сомкнутых устах.

Стихотворение «Я снова ждал, ты опоздала» — моё любимое из данного цикла. Оно изящно, аристократично, лаконично. Каждое слово метко и остро изображает ощущения лирического героя. Она опоздала, а он ждал. Она лжёт, и он чувствует обман, но очень хочет верить.

Третью часть книги автор назвал «Знамения. Цикл стихотворений о России». Название говорит само за себя и это уже  о «большой» Родине.

По эмоциональному настрою стихи очень похожи на строки из предыдущей части книги. Здесь та же эмоциональность через край, переизбыток ощущений, образов, метафор. И очень часто Родина предстаёт в образе женщины.

Я один. Безымянное поле.

Тишина обступила меня.

Ночь, усталою бабой в подоле

Полумесяц внесла, как дитя.

Облаками его спеленала,

Убаюкала песней простой,

Заколола края покрывала

Заблудившейся в небе звездой.

Вот такой Кирилл Алейников видит Россию.

Четвёртая часть названа «Тринадцать триолетов для ветра с оркестром». Триолет – это стихотворение из восьми строк на две рифмы. При этом первый стих обязательно повторяется в четвёртой и седьмой строке, а второй стих — в восьмой, завершающей, строке.

Путь, полный песни и печали.

Поэзия – нездешний путь!

Правдив, обрывист, неслучаен,

Путь, полный песни и печали.

И время волчьими очами

Обводит странникову грудь.

Путь, полный песни и печали.

Поэзия – нездешний путь.

Триолет поэзии и творческие пути… По-моему, очень красиво, точно. И очень близко мне по духу и эмоциям. Основные мысли этого цикла – творческий поиск, свободы, смысла жизни. Настроение отличается от предыдущих: оно более лиричное, философское, плавное, ровное. Ритм стихотворений более сглаженный. Герой думает, размышляет, а потом высказывается.

От названия пятой части — «Каменоломня мыслей» — я «зависла» на несколько дней. «Как этот человек узнал, каким образом устроена моя голова?» — думала я. В этом цикле продолжается тема творческого пути и судьбы, сложного процесса составления слов в литературное полотно. Так же лирический герой рассуждает о праве на выбор, свободе, ответственности. Здесь же мы видим пейзажные зарисовки, слышим размышления о смысле жизни, о любви к родине, к женщине. В общем, можно сказать, что пятый цикл стихотворений – эклектичный, разношерстный, обо всём, о чём подумалось и почувствовалось.

Лично мне больше всего понравилась четвёртая часть книги. Но я думаю, что любители поэзии найдут близкие по эмоциям и духу стихи в каждой из частей. «Дар речи» — самобытное явление не только камчатской, но и общероссийской литературы.

В какой-то момент в жизни и творчестве Кирилла Алейникова произошёл перелом. Он стал творить не только для взрослых, но и для детей. Как говорит сам писатель в одном из интервью, сначала он начал писать для своих детей. Ему захотелось прочитать своим сыновьям книгу о Камчатке, написанную простым понятным языком, в занимательной, сказочной форме. Но таких книг оказалось очень мало. Тогда как творческий человек папа решил восполнить этот пробел и сам написать для детей о Камчатке. И вот что из этого получилось. 

В 2016 году увидела свет «Живая азбука Камчатки». Эта азбука, написанная в стихотворной форме. На каждую букву алфавита автор пишет стихотворение, состоящее из двух строк. И каждое из них иллюстрирует какую-то камчатскую реалию:

Буква А – АЛЬБАТРОС,
Небесной синевы матрос,
Расправил крылья альбатрос.

Буква Б – БАРАН.
Едва рассвет в горах забрезжит,
Увидишь ты баранов снежных.


Буква В – ВОРОН.
Сурового молчанья полон,
Сидит на ветке мудрый ворон.

Как вам? Мне – очень нравится!

В том же 2016 году в литературно-краеведческом сборнике «Камчатка. Литература. Краеведение» вышла сказка писателя «Лососёнок». Интересен тот факт, что это произведение написано уже в прозе. Ощущение такое, что книга «Живая азбука Камчатки» была переходным произведением от взрослой литературы к детской и от стихов к прозе.

Художник Ольга Муратова

Главный герой сказки – Лососёнок, который родился в Курильском озере. Сначала он жил на отмели, потом, чрез полтора месяца, он окреп и стал выплывать на середину озера. В середине августа на нерест приплыло множество лососевых рыб. В эти же дни много зверей приходило к воде, и хищные птицы слетались отовсюду. А потом наступила долгая, суровая камчатская зима. Но лёд не смог сковать воды озера. И хищные птицы даже зимой охотились на рыб. Однажды Лососёнок приплыл к устью реки Озерная, потому что был любопытным и хотел посмотреть на жизнь реки. Но всё-таки далеко от родного озера он плыть не решился. А потом наш герой встретил рыбку Микижку и отправился к ней в гости. Микижка познакомила Лососёнка с мудрой Жемчужницей, которая жила в ручье уже много лет и лишь ночью раскрывала свои створки. В один прекрасный день подросший Лососёнок решился совершить путешествие в Тихий океан. В конце первого года путешествия он оказался у северо-восточных берегов Японии. Наконец настало время плыть на восток, в самое сердце океана. Через два года Лососёнок понял, что пришло время возвращаться домой. Лососи взяли курс на запад и двинулись вдоль островов Алеутской гряды. Вместе со стаей других лососей отважная рыба устремилась вдоль восточных берегов Камчатки к мысу Лопатка, и обогнув его, поплыла прямо к устью реки, по которой несколько лет назад она спустилась в Тихий океан совсем ещё юной.

В устье реки Лососёнок опять встретил Микижку. Кстати, звали его в то время уже по-другому: он был взрослым опытным самцом и получил прозвище Зоркий. И в конце сказки уже взрослый Зоркий наставляет и учит жизни маленького недавно появившегося на свет лососёнка.

В сказке в занимательной манере изображается жизнь подводных обитателей камчатки, их повадки, взаимодействие между собой. На примере главного героя увлекательно и интересно описаны камчатские лососи, их путешествие из Курильского озера в Тихий океан, взросление и обратный путь домой. Мне немного не хватило как читателю развития характеров, диалогов, взаимодействия между героями. Но я сама понимаю сейчас, что придираюсь. На самом деле сказка – прелесть. И для детей, и для взрослых.

В 2017 году сказка вышла отдельным изданием под названием «Приключения камчатского лососёнка», а в 2020 году была переиздана уже под названием «Приключения лососёнка». 

В 2019 году у Кирилла Алейникова выходит ещё одна детская книга «Гномы вулканов». Я пожаловалась вам, читатели, что в сказке про Лосёнка мне не хватило диалогов, разговоров между героями. Так вот, автор сказки как-будто прочитал мои мысли: здесь герои постоянно между собой разговаривают. То они непринуждённо болтают, то делятся мыслями, то размышляют вслух. Они живут в стране Пышнобородия. И кто же эти герои? Гномик Кувыркунчик, его сестра Фасолинка, дедушка Реагентус, мама Мармеладия, бабушка Фрикаделия Тефтельевна.

Автор иллюстраций художник Ольга Муратова

Кирилл Алейников со своей книгой

По сюжету с героями книги происходят разнообразные приключения. Дедушка Реагентус состоял в элитном клубе бородачей «Серебряная расчёска». И однажды его участники решили, что борода Реагентуса недостаточно густая и не такая пушистая как раньше. Дедушка был старейшим членом клуба, и это заявление нанесло удар по его репутации и самолюбию. И что же делать в такой ситуации? Пришлось идти к гному Корнеплоду, который умеет готовить бальзам для бороды. И всё бы хорошо, но у Корнеплода закончилась вулканическая паутина — незаменимый ингредиент для бальзама. Пришлось героям идти на поклон к вулканическим паукам. А они чрезвычайно коварны и опасны. У них острый слух и необыкновенное осязание. Стоит кому-то приблизится к их паутине, они сразу чувствуют и спешат проверить, не запутался ли кто в сетях. Герои захватили средства для добычи — гномий кинжал и факелы. А Кувыркунчик — свою скрипочку. Зачем, спросите вы? А у этой скрипочки была своя история.

«Как только Кувыркунчик брал в руки скрипку, пещера пустела. Домашние разбегались кто куда. У каждого тут же находилось неотложное дело. И только Мама Мармеладия сидела посреди комнаты, сложив руки и мечтательно наклонив голову. Кувыркунчик старался, как мог: водил смычком по струнам, отбивал ножкой такт, морщил лоб и даже слегка подгибал коленки, как бы раскачиваясь в такт мелодии. Но это не помогало: нестройные звуки разлетались в стороны, как перепуганные летучие мыши».

Понятно теперь, почему Кувыркунчик взял с собой скрипочку?

Я думаю, что, всё-таки, вы прочитаете эту книгу. Хотя бы из любопытства. Интересно ведь, чем всё закончилось. Кроме увлекательных приключений, повествование пронизано добрым юмором, а его язык образный, точный, яркий. На мой взгляд, эта книга тоже не только для детей. Она и взрослых заставит  от души повеселиться.

В подготовке книги к издательству любопытным оказался творческий тандем писателя Кирилла Алейникова и художника Ольги Муратовой, благодаря которой появилась карта страны Пышнобороди, а каждый герой обрёл своё лицо.

Следующая книга писателя — «Попугай Писссаро в дебрях Камчатки» была издана в 2020 году. Это четвёртое по счёту произведение Кирилла Алейникова, написанное для детей.

                                                                                                                            Художник Ольга Муратова

Основной сюжет книги – приключения попугая из жаркой Южной Америки. Писсаро волею судеб оказался на Камчатке. Он знакомится с камчатской природой, животными и птицами. Ему интересно всё: чайки, умеющие нырять и ловить рыбу, чёрный прибрежный песок Халактырского пляжа, огнедышащие вулканы. Пернатый решил, что эти горы кто-то поджёг. А ещё ему стало интересно, растут ли на Камчатке бананы и ананасы? А главное – что такое зима и как теплолюбивому попугаю пережить холод и морозы? От каменных глухарей попугай узнал, что здесь зима длится целых полгода. И даже летнее утро оказалось для него слишком холодным. А что уже говорить о зиме? Настоящих морозах?

Писсаро побывал и в Петропавловске-Камчатском. Правда, в книге наш город называется несколько по-другому, Пеплопадовск-Камчатский. В центре города, на Никольской сопке, попугай познакомился с куликами, воронами и другими птицами. Однако, в гостях хорошо, а дома лучше. И наш герой понял, что пора лететь обратно, на свою родину, в Эквадор. Потому что на Камчатке попугаю не выжить. Финал произведения открытый – Писсаро отплывает из Петропавловского порта на ржавом сухогрузе к острову Хонсю. Возможно, там его ждут новые знакомства и приключения. Такой финал оставляет читателям простор для воображения и надежду на продолжение книги. А может быть, кто-то из прочитавших эту сказку захочет  продолжить эту историю по своему? Я думаю, что Кирилл Алейников будет рад такому соавторству.

В начале я упомянула, что камчатские писатели не очень любят говорить о себе. По ряду причин. И одна из них – нехватка времени. Кирилл Алейников тоже очень занятой человек. Однако время от времени он встречается с читателями и журналистами, рассказывает о себе и своём творчестве, даёт интервью.

Отрывок одного из них предлагаю вашему вниманию:

«Я родился в городе Петропавловске-Камчатском на улице доблестных Автомобилистов. Дом стоял у самого побережья Мишенной сопки. Хотя, почему стоял? Стоит. И будет стоять вечно, ведь это брежневка. Из воспоминаний – заросли полыни, полуразрушенные деревянные гаражи, которые служили нам полигоном для игр, обломки советских механизмов и радиоприборов, из которых мы мастерили игрушки. Я был у этого дома недавно, пятиэтажку недавно обшили сайдингом под кирпич, и теперь в лучах заката она напоминает то ли кирху в Висбадене, то ли базилику Святого Антония.

Я никогда не хотел уехать с Камчатки, здесь порядочный обломок нетронутого пространства и законсервированного времени, который можно исследовать и осознавать. Мне этого вполне хватает.

Самым ярким впечатлением были трипы в Эссо. 8 часов на ПАЗике по пыльной грунтовке без кондиционера не оставляли меня равнодушным. Больше всего мне там запомнилась автобаза лесхоза, через которую я ходил практически каждый день. Она была заставлена ржавыми, постапокалиптическими обломками и остовами пожаротушительной техники. Я уже в детстве понял, что леса Камчатки в опасности. Вообще Камчатка в плане путешествий напоминает Дантов Ад. Чем дальше, тем больше страдания и ужаса. Автомобильная дорога заканчивается в Ключах. Согласно, Данте, это девятый круг Ада. Там ледяное озеро Коцит, в котором сидит Люцифер и терзает особо провинившихся грешников. Я не хочу в Ключи...» (из интервью интернет изданию RG.RU, апрель, 2023)

Полная версия здесь

Да, интересный человек Кирилл Алейников. И взгляд на мир у него своеобразный.

Из другого интервью я узнала, что в настоящий момент писатель работает над книгой об обороне Петропавловска 1854 года. Это будет художественное произведение, написанное от лица одного из юных участников боёв – мальчика-кантониста. Так в описываемые времена назывались дети из семей нижних воинских чинов, военнообязанные с рождения.

Кирилл Валерьевич отмечает, что процесс создания книги долгий и обычно занимает не меньше года. Думается мне, что причины этого явления разные: и муза – капризная особа, которая приходит не каждый день и не всегда в хорошем настроении. И автор занимается не только литературной деятельностью. Он называет ее профессиональным хобби. Наш визави ещё и предприниматель. А это сфера деятельности серьёзная, требующая большого количества сил и времени. Но талантливый человек талантлив во всём, за что бы он ни взялся.

Вот такие авторы живут в нашем городе.

Постскриптум. В нашей библиотечной системе вы можете найти следующие книги Кирилла Алейникова:

1.Алейников, Кирилл Гномы вулканов / Кирилл Алейников. – Петропавловск-Камчатский: Новая книга, 2019. – 86 с.: илл. – (Камчатское детство).

2.Алейников, Кирилл Живая азбука Камчатки / Кирилл Алейников. – Петропавловск-Камчатский: Новая книга, 2016. – 32 с.: илл. – (Камчатское детство).

3.Алейников, Кирилл Попугай Писсарро в дебрях Камчатки / Кирилл Алейников. – Петропавловск-Камчатский: Новая книга, 2020. – 52, [4] с.: илл.

4.Алейников, Кирилл Приключения камчатского лососёнка / Кирилл Алейников. – Петропавловск-Камчатский: Новая книга, 2000. – 40 с. илл.

5.Камчатка. Литература. Краеведение. Краеведение. 2016 / сост. А. А. Смышляев. – Петропавловск-Камчатский, 2016. – 498, [2] с.: илл.

6.Камчатка. Литература. Краеведение. 2016 / сост. А. А. Смышляев. – Петропавловск-Камчатский, 2016. – 498, [2] с.: илл.

Автор заглавного фото писателя и фото в тексте Александр Логинов

Нет комментариев. Ваш будет первым!