Летние народные праздники
Мы живем в интересное и сложное время, на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем или переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, оказывается, мы знаем очень поверхностно. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы разных социальных и этнических групп, поколений, отдельных людей: поможет избежать некоторых ошибок и найти способы борьбы с отрицательными явлениями, уходящими корнями в толщу народных верований.
Знакомясь с народными обычаями, не перестаешь удивляться поразительному соседству в них самых нелепых (с нашей, материалистической точки зрения) суеверий, основанных на случайном сходстве явлений или на простом созвучии слов. Невероятно переплелись в нем трезвый практицизм и высокая поэзия, явь и фантазия, привычка к тяжелому труду и бесшабашная удаль, скромность, целомудрие и праздничный разгул. Крестьянин поклонялся грому, солнцу и месяцу, почитая камни, водоемы, деревья. Живыми, одушевленными были в глазах древнего человека не только земля, растения, водоемы, явления природы (град, мороз и т.д.) но и сам годовой круг с составляющими его единицами времени.
Исходя из собственных забот и нужд, народ сочинял и собственные объяснения, порой очень красочные и остроумные. Народная традиционная культура не была пассивной, созерцательной. Человек не только молился, приносил жертвы, пытался разгадать смысл разных явлений и связь вещей, он требовал, указывал, вызывал природу на определенные действия, заявляя о себе как о властелине, хозяине во вверенном ему природном участке. Но уже сейчас можно утверждать, что в традиционной народной культуре отдых от физического труда, веселье никогда не понимались как безделье, как полностью свободное, ничем не занятое время. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека.
В данной статье мы начнём знакомить читателей с пословицами, поговорками, песнями, обрядами, которые употреблялись в летние русские народные праздники.
ИЮНЬ, СКОПИДОМ, ХЛЕБОРОСТ
Слово июнь или иуний не русское, оно пришло из Византии. Славянские народы его называли: Изюк, Червец, Червень, Липан, Розенцвет, Иванчак, Хлисень, Смазник, Розовой, Кресник, Шестник, Прашник.
Июнь – конец пролетья, начало лета.
Май – радость, а июнь – счастье.
Май творит хлеба, а июнь – сено.
Июнь – ау-у, закромы в амбарах пусты.
Июнь,
В закрома дунь!
Нет ли жита
В углах забыта?
Июнь с косой по лугам прошел, а июль с серпом по хлебам побежал.
Проводим июнь на работу, отобьем от песен охоту.
В июнь – разноцвет дня свободного нет.
Знойный июнь – на рыбалку плюнь.
***
Если в июне ночи будут теплые, тогда наверное можно ожидать изобилия плодов.
Во время восхода солнца стоит духота – к ненастью.
Туман утром стелется по воде – будет солнечная погода.
Сильные росы – к плодородию, а частые туманы обещают урожай грибов.
Вода чиста, как никогда – к дождю.
Утром трава пахнет сильнее обычного – к дождю.
Если пчелы роем гудят на цветущей рябине – завтра будет ясный день.
Стадо к вечеру разревелось – будет дождливо.
Воробьи веселы, подвижны, драчливы – к хорошей погоде.
Если вокруг муравейника много воробьев – к хорошей погоде.
1 июня – день Ивана–долгого.
Если первые два дня июня льет дождь – весь месяц сухой.
После Ивана не надо жупана.
На Ивана-долгого продолжают сеять огурцы.
Идет дождь – несет рожь.
Вороны садятся клювами в одну сторону – к сильному ветру.
Если в этот день идет дождь, туман – будет добрый урожай льна и конопли.
2 июня – Фалалей, Фалалей – тепловей.
Пришел Фалалей – досевай огурцы скорей.
С 3 июня – день Константина и Олены – принято сеять лен.
Посеешь лен на Олену – будут длинные льны.
Кукушка закуковала, рябина зацвела, на дубе почти раскрываются – пора сеять лен.
7 июня – Иванов день.
На Иванов день начало позднего посева яровых хлебов.
За неделю до Иванова дня (7июня) организуются торги и гуляние, которое носит название в народе «Молодой Ярило»,
А в следующий затем базарный день, перед самым Ивановым днем, бывает вновь большой базар и гулянье, известное под названьем «Старый Ярило».
11 июня – Федосья-колосяница.
В этот день рожь колосится, выметывает колос.
25 июня – Петр-поворот, капустник, солнцеворот.
С Петра-поворота солнце на зиму, а лето на жары.
30 июня – день св. Мануила.
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Празднуется на 40-й день после Пасхи (всегда в четверг. См. Пасхалию) в честь «взошедшего на небеса и седяща одесную Отца» Иисуса Христа. Один из двунадесятых праздников Русской Православной Церкви. В продолжении сорока дней после своего воскресения Иисус Христос неоднократно являлся ученикам в Иерусалиме и говорил им о Царствии Божьем. К этому дню отцветали сады, а в само Вознесение стихало пение птиц. По обычаю повсеместно пеклись пироги с начинкой из зеленого лука, верх которых выкладывался перекладинами в виде лесенки, и лепешки из сборного теста. Называлось это все лесенками, лестовками и листвицами. Часто они пеклись с семью перекладинами, чтобы Христу было легче на небо подняться». Кое-где пекли блины «Христу на онучи». Пироги несли в церковь и служили над ними молебны. Опять же, в деревнях соблюдались такие обряды: крестьянки шли в поле, каждая вставала у своей нивы, кланялась на все четыре стороны и бросала лесенку вверх, приговаривая: «Чтобы рожь моя выросла также высоко». После чего лесенка съедалась. Иногда вверх летели ложки и яйца с теми же приговорками. Добавлялись порою просьбы о высоком льне, в который на здоровье извечно одевалась Русь.
ТРОИЦА
Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы.
Все цветет и поет.
И. Бунин
День Святой Троицы (Пятидесятница) — праздник, который входит в число двунадесятых в Русском Православии. В его основе – рассказ о сошествии Св. Духа на апостолов на пятидесятый день после Пасхи. Отсюда и день празднования. Предшествует Дню Святой Троицы троицко-семицкая неделя. Название это произошло от слова семик – четверг, а еще зовется она зелеными святками или русальной неделей. Последнее – от русалок, загадочных существ, населявших, по представлениям наших предков, воду и сушу, Именинами земли-матушки называли этот праздник в народе. В этот день нельзя было вскапывать (тревожить) землю. Гуляли шумно и весело. Итак, в троицу в церковь шли с цветами и пахучими травами в руках. В этот день было принято проливать слезы на цветы или березовые ветки, которые держали в руках во время церковной службы. Отмечали же праздник на природе – в лесах, рощах горожане выезжали на загородные пирушки. Девушки водили хороводы, а юноши высматривали себе в хороводах невест. Обычно местом проведения хоровода служила сельская улица, зеленый пригорок близ церкви, луг за околицей села, а на Троицу – так и роща.
Литература:
1. Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. — М.: Дет. лит., 2001.