Январь - году начало, зиме-серёдка
Не всегда январь имел честь открывать новый год первым. История календаря отводила ему и предпоследнее, и срединное место в семье двенадцати братьев-месяцев.
Наши далёкие предки держали календарь в памяти. Это был природный календарь земледельцев, передаваемый из поколения в поколение. По такому календарю отмечали важнейшие события годового круга – время солнцестояния и равноденствия. Это могучие силы природы определяли жизнь человека, его труд на земле. Многие века древние славяне начинали новолетие 1 марта, а в 1492 году его перенесли на 1 сентября – по церковно–православной традиции, утвердившейся на Руси. Январский же годовой круг был введён спустя двести лет Петром I.
В старославянских месяцесловах январь назван природным именем – просинец, от древнерусского слова «синь» — светлый, яркий, красный. Издавна примечено, что после зимнего солнцестояния, 22 декабря, наступает прояснение – синеют небеса. Дни начинают пребывать на «куриный переступ», на «гусиную лапку», «на воробьиный скок» и, значит подошел перелом зимы. Потому январь называют ещёсечень: сечёт зиму пополам. Трещит январь – лютовей, трескун, снеговик: лед на реке в просинь красит, тулуп до пят надевает, глаз снегами тешит да ухо морозом рвёт. А солнце с января на лето поворачивает, по народному поверью, выезжает наряженное в праздничный сарафан и кокошник и направляет своих коней на летнюю дорогу. Это радостное событие – нарождение нового животворящего светила – отмечали на Руси обрядностью – зимними Святками, которые справляли в течении двух недель, начиная с кануна Рождества. В слиянии с церковными рождественскими и крещенскими праздниками древняя идея торжества света (отсюда Святки) над тьмою обрела новую духовную силу.
Все новогодние обряды призывали к пробуждению природы, к возрождению её плодородящих сил, к щедрым дарам, которые должно принести шествующее издалека лето. И праздничная семейная трапеза, и колядование, святочное ряжение и гадания – всё говорило о посеве, о жатве, о будущем изобильном урожае.
Новый год встречали по деревням, а также и по городам обрядом колядования, призывания Коляды. Коляда – от латинского слова «календа» — первое число месяца, от него происходит и слово «календарь». В народе считали, что именно период возрождения солнца, в самом начале прибавления дневного света, — лучший для выражения всяческих благопожеланий на будущий год. Колядовщики, или колядники, мальчики и девочки, ходили по дворам, славили праздник и собирали подношения. Песни, которые при этом распевали, назывались по-разному: колядки, овсени, таусени, щедровки, рацейки, виноградье. Значения же колядок всюду было одинаково – пожелание здоровья, богатства, счастья.
Январь славен метелями и сильными морозами. На дворе стужа, казалось бы, сиди дома, грейся у теплой печи, отдыхай после тяжелых летнее-осенних работ. Но в прежние времена, именно в январе, крестьянин все чаще и чаще выходил на двор, заглядывал в амбар и прикидывал, сколько осталось хлеба в закромах, насколько убавилось корма в стогах. Задумывался над тем, ранняя или поздняя будет весна? По январской погоде часто судят о предстоящих весне и лете. Так, например, издавна говорили: «Коли в январе март, бойся в марте января». Вот и поглядывал на небо, да в святцы крестьянин, чтобы угадать погоду на весну и на лето. Издавна приметили: «Зима снежная – быть урожаю», а «Каков 6 января иней на деревьях, таков и цвет на хлебе».
Заглянем в народный календарь:
Если на Васильев день (14.01) сильный мороз и малый снег – к хорошему лету.
Если на Крещенье (19.01) ясная и холодная погода – это к засушливому лету, пасмурная и снежная – к хорошему.
Если на Емельяна – накрути буран (21.01) – ветер подует с юга – жди грозного лета.
Если на Федосия (24.01) выдался теплый день – это на раннюю весну указывает.
Если на Татьянин день (25.01) солнечная погода – к раннему прилету птиц, снежная – к дождливому лету.
Если на Антония – перезимника (30.01) тепло – не верь, это только на один день, мороз будет.
Заканчивает январь Афанасий – ломонос: «Афанасий и Кирило забирают за рыло». Силен мороз, а впереди еще строже: это не диво, что «Афанасий – ломонос морозит нос», а вы подождите Тимофея – полузимника (4.02), тимофеевских морозцев – то ли ещё будет!
С наступающим Новым Годом вас, дорогие наши читатели!
Литература:
1. Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день /Авт.-сост. Н.В. Белов. — Минск: Харвест, 2011.
2.Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.: Правда, 1991.